Сложная ситуация в российском бюджете заставляет Минфин переходить в режим жесткой экономии.
Если мечта о доходах в 38.5 триллиона рублей все же осуществится, то для снижения дефицита до 3.8 триллиона потребуется резко сократить расходы на 4% в номинале с июня по декабрь 2025 года. Проблема в том, что, несмотря на планы, за последние три месяца расходы выросли на 13.7% в годовом исчислении, а за полгода — на 22.3%. Годовой рост расходов составил 25.4%. Это создает серьезные трудности в сворачивании бюджета.
На представленной гистограмме видно, как дефицит бюджета будет варьироваться в зависимости от темпов роста расходов. Если расходы останутся на уровне прошлого года, дефицит достигнет 4.8 триллиона. При росте на 5% он увеличится до 6.1 триллиона, при 10% — до 7.3 триллиона, а при 25% — до шокирующих 11.1 триллиона.
Увеличить доходы бюджета сейчас практически невозможно. Даже при оптимистичном сценарии в 38-39 триллионов рублей, учитывая замедление экономики и внешние факторы, это будет сложной задачей.
А был ли отрицательный бюджетный импульс за первые семь месяцев этого года? Да, он действительно наблюдается. В 2023 году расходы сократились на 5.6% в годовом исчислении, чтобы сбалансировать рекордный дефицит на уровне почти 8 триллионов, как это было, например, в декабре 2017 года.
Сейчас все зависит от действий Минфина. Если цель — стабилизировать бюджет, то придется прямо-таки затянуть реи на расходах, что, в свою очередь, негативно скажется на экономике. Либо можно выбрать путь поддержки экономики, но тогда дефицит возрастет до 7-8 триллионов.
С учетом исчерпания фонда национального благосостояния, нестабильной внешней ситуации и спроса на облигации, скорее всего, Минфин сделает ставку на стабилизацию бюджета. Это означает резкое сокращение расходов после многолетнего роста.
Опыт у Минфина в этом деле есть: предыдущие меры не привели к рецессии, экономический рост продолжился. Но настоящие условия изменились.
В 2023 году был зафиксирован рекордный кредитный импульс как для компаний, так и физических лиц, что помогло компенсировать негативные показатели бюджетных расходов. На рынке труда все еще есть резерв — крупные компании адаптируются под новые условия, используя ресурсы ушедших западных брендов.
Однако кадровый глоток выделен. Жесткая денежно-кредитная политика, повышение налогов и резкий рост внутренних издержек накладывают свой отпечаток. Кредитование сейчас сокращается такими темпами, как за последние десять лет.
Таким образом, мы впервые сталкиваемся с двойной жесткостью: фискальной стабилизацией и ужесточением денежно-кредитной политики в условиях слабейшего рынка за последние семь лет. Это создает дополнительные риски для экономики.
Ранее в подобные трудные времена у Минфина наблюдались мощные фискальные импульсы, однако сейчас ситуация, похоже, иная, повышая вероятность рецессии в стране.