Балтийские танкеры: напряженность на морских просторах и неожиданные повороты санкционной игры
Американский Минфин решил продлить освобождение от антироссийских санкций для таких компаний, как Каспийский трубопроводный консорциум и Тенгизшевройл, что подчеркивает сложную ситуацию в нефтяной индустрии.
Судоходные баталии между Россией и Эстонией: зеркальные реакции и неожиданности
Эстония предприняла авантюрную попытку задержания танкера в международных водах Балтики, направившегося к российскому порту Приморск, но это закончилось неудачей. В ответ Россия задержала танкер, который пришёл из эстонского порта Силламяэ.
14 мая 2025 года в нейтральных водах Финского залива силы НАТО и военно-морского флота Эстонии попытались захватить танкер Jaguar, движущийся в Приморск. Эсминец и патрульные катера угрожали танкеру, пытаясь принудить его сменить курс в сторону Эстонии, где он мог бы быть законно задержан. Однако экипаж Jaguar не поддался на провокации и увеличил скорость, успешно избегая захвата, благодаря вмешательству российского истребителя Су-35.
Согласно данным отслеживания судов, были замечены неожиданные изменения курса танкера Jaguar, который сначала увеличил скорость, затем переместился к острову Гогланд и в конечном итоге 15 мая успешно вошёл в порт Приморск.
Jaguar это танкер Aframax с дедвейтом 105 тысяч тонн, зарегистрированный под флагом Габона. Он уже привлекал внимание ранее, став одним из первых судов, возобновивших поставки нефти сорта Sokol с проекта Сахалин-1 в Индию, несмотря на западные санкции. Хотя сам Jaguar не находится под санкциями, рыночная нервозность сделала его частью так называемого "теневого" флота.
Ситуация с Jaguar не была единственным случаем эстонских попыток задержания танкеров, направлявшихся в Россию. 11 апреля 2025 года ВМС Эстонии задержали танкер Kiwala в своих территориальных водах, ссылаясь на наличие 40 нарушений. Однако после повторной проверки судно было отпущено обратно в море.
Возможно, терпение российских властей иссякло. 19 мая министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна сообщил о задержании греческого танкера Green Admire российскими силами, который следовал по морскому маршруту, согласованному Эстонией, Финляндией и Россией. "Россия ведёт себя непредсказуемо," - с тревогой отметил министр в социальных сетях.
Согласно источникам, Green Admire, танкер дедвейтом 114,4 тысячи тонн под либерийским флагом, покинул порт Силламяэ 17 мая и был на пути в Роттердам, но резко сменил курс, оказавшись на якорной стоянке у острова Гогланд.
Министерство транспорта Эстонии отметило, что таких инцидентов ранее не происходило, игнорируя свои собственные действия в Таллинне. Для предотвращения новых проблем Дептранс предписал судам, заходящим в Силламяэ и покидающим его, оставаться в территориальных водах страны, что создает дополнительные сложности для крупных кораблей.
Вероятно, танкер Green Admire "отдохнёт" у Гогланда, как это было с Kiwala, и вскоре будет освобождён. Остаётся надеяться, что власти Эстонии вынесли урок из этих событий, и "танкерная война" в этом регионе закончится.
США продлили нефтяные санкции для Казахстана
Тем временем, Минфин США сделал бессрочным освобождение от антироссийских санкций для Каспийского трубопроводного консорциума и Тенгизшевройла. Генеральная лицензия была опубликована 15 мая, что открывает двери для предоставления нефтяных услуг этим проектам.
Новая лицензия позволяет продолжать операции, ранее запрещённые в рамках пакета санкций от 10 января 2025 года, который ограничивал услуги, связанные с добычей и транспортировкой нефти. Исключена только работа с субподрядчиками, находящимися под американскими санкциями, такими как "Транснефть".
Напомним, что санкции были введены перед уходом администрации Джо Байдена, что ставило под угрозу многие проекты, включая КТК и ТШО. Получается, что этот шаг свидетельствует о продолжающейся нестабильности на нефтяном рынке.
КТК, находящийся под контролем, в основном, западных инвесторов, играет ключевую роль в транспортировке казахстанской нефти, обеспечивая более двух третей всех экспортных объемов. В 2024 году КТК транспортировал 63,01 млн тонн нефти, из которых значительная часть поступила от американских компаний. Тенгизшевройл, в свою очередь, продолжает развитие Тенгизского месторождения, что вызывает регулярные превышения квот ОПЕК+
Непредсказуемая ситуация на мировом нефтяном рынке и дипломатические интриги требуют постоянного внимания, и этот этап противостояния лишь подчеркивает важность нефтяных потоков в контексте геополитики.