Мордовская культура находит новое дыхание в Татарстане, и праздник “Валда Шинясь” стал тому ярким свидетельством — более пяти тысяч гостей собрались, чтобы отпраздновать это событие! В ходе гуляний Екатерина Евстигнеева выяснила, зачем в селе Кильдюшево ведут медведя по улицам.
Пётр Тултаев и заводные солистки ансамбля “Кильдюшевские бабушки” быстро сошлись на музыкальной волне. Солнце ярко светит, и голоса сливаются в один — именно так, пением и радостью, встречают “Валда шинясь” — день летнего солнцестояния! 13 тысяч представителей мокши и мордвы-карбаев вдали от своей исторической родины сохраняют язык и культуру предков. В трёх школах Татарстана изучают мокшанский язык, а 30 песенных коллективов и 2 танцевальные группы развивают национальные традиции мордвы в своем творчестве.
Любовь Врясова, солистка ансамбля “Кильдюшевские бабушки”:“На Троицу мы водим медведя, поем мордовские песни и гуляем по улицам”.
“Валда шинясь” начинался как простая идея — собраться и спеть вместе, а теперь стал культурным магнитом, который привлекает людей со всей страны. Артём Здунов и Рустам Минниханов, одетые в традиционные мордовские рубахи, присутствуют не для протокольной формальности, а чтобы составить дружескую биографию этих земель, основанную на добрососедских отношениях. Глава Мордовии и Раис Татарстана изучают секреты ремесел и обряды мокшанского народа.
Они активно поддерживают участников конкурсов, наблюдая за поднимающими бревна силачами и пахниками, желая попробовать местную культуру на вкус. Сегодня мордовская культура в Татарстане — не гость, а добрый сосед.
Рустам Минниханов, Раис Республики Татарстан:“Наша республика многонациональная, и вместе организуем такие замечательные праздники, как Сабантуй в Мордовии и сейчас здесь, в Татарстане. Это сплачивает нас”.
Артём Здунов, Глава Республики Мордовия:“Сегодня у нас действительно большой праздник. Это важно особенно для тех, кто сейчас на фронте — их поддержка и наша дружба показывают, что дома у нас мир”.
Тем, кто сохраняет язык и развивает культуру, вручаются награды от руководителей обоих регионов в знак признания их усилий.
Настроение гостям задают ведущие ГТРК “Мордовия” — Александр Данильчев и Маргарита Чапайкина.
Екатерина Евстигнеева, корреспондент:“Каждая зона праздника — это новая глава в книге, которую пишут мордовские люди на протяжении веков. В “Крестьянской избе” можно увидеть интерьер 20-х годов прошлого века и попробовать вынести воду с коромыслом или достать горшочек из печки. Также доступна возможность попробовать свои силы на гончарном круге, создавая что-то своё из знаменитой тетюшской глины. В “Мордовском подворье” мастера делятся навыками старинных ремесел, которые когда-то кормили целые семьи — от гончарного до ткачества, каждое занятие рассказывает историю о жизни и труде предков”.
Эти маски, по мнению эрзян, защищают границы между мирами. На них вырезаны символы, помогающие найти путь к мудрости предков.
Пётр Рябов, народный мастер России:“Главный символ на этом празднике — это хлеб. Видите эти колосья? Мы называем это Норовава”.
А мордовский хлеб из села Урюм, известный как “мордовской лапоть”, был испечен местными жителями.
В “Рыбацком стане” охотно делятся гастрономическими секретами, предлагая свой рецепт самой вкусной волжской ухи от местных рыбаков.
Ляйсан Ильясова, жительница села Кильдюшево:“На мордовских праздниках мы — мордва, на чувашских — чуваши, на татарских — татары, а на русских — русские. Так мы и живем, в единстве и дружбе”.
Этот праздник стал замечательной площадкой для встречи разных культур, напоминая, что в нашем многонациональном мире каждая культура имеет право голоса и все они гармонично звучат в общей мелодии.