18 и 19 апреля московский Театр «Современник» представил премьеру спектакля «Ковчег». Режиссёрами выступили талантливые артисты театра и кино Яна Сексте и Алексей Усольцев, для которых эта работа стала дебютной на посту постановщиков.
В основе сюжета — судьба Анны Франк, юной еврейской девочки, её семьи и других людей, вынужденно скрывающихся на чердаке в Амстердаме в период с 1942 по 1944 год. Спектакль основан на двух источниках: пьесе американских драматургов Гудрича и Хаккета и подлинных записях самой Анны. Несмотря на то, что старые версии были удостоены множества наград, их интерпретация образа главной героини и эмоционального фона событий во многом отличалась.
В спектакле принимают участие актёры: Александр Хованский (Отто Франк), Елена Плаксина (Эдит Франк), Мария Шумилова (Анна Франк), Нелли Хапёрская (Марго Франк), Сергей Гирин (Герман Ван Даан), Ольга Родина (Августа Ван Даан), Никита Табунщик (Питер Ван Даан) и Максим Сачков (господин Кралер). В роли Яна Дюсселя появятся как Аркадий Киселёв, так и Алексей Усольцев.
История под увеличительным стеклом
Сюжет наглядно отражает жизнь среди страха и напряжения, когда восемь человек вынуждены скрываться от нацистов. Они должны вести себя предельно тихо в рабочее время, чтобы не выдать своё местонахождение. Изоляция только усиливает их напряжённые отношения, и вполне логично, что ссоры становятся привычным делом. Каждую минуту их жизни пронизывает страсть, страх и надежда на спасение.
Спектакль заставляет зрителей сопереживать каждому персонажу, показывая их личные конфликты и внутренние борьбы. Анна — настоящий провокатор, взрослый человек в теле ребенка, тогда как её мать Эдит выполняет роль уставшей жертвы обстоятельств. Их соседи — пара с трещинами в отношениях, для которых создание конфликта становится единственным способом разрядить обстановку. Однако даже в эти непростые моменты появляются проблески надежды, когда они вспоминают о счастливых моментах мирной жизни.
Празднование Хануки, когда Анна дарит подарки, найдённые в условиях изоляции, становится одним из самых трогательных моментов. После получения новостей о высадке союзников, герои даже мечтают о будущем.
Темы, затронутые в спектакле, перекликаются с многовековой историей еврейского народа, а элементы религии добавляют глубину к его содержанию. Сцены счастья противостоят катастрофическому фону происходящего, показывая зрителям, что надежда иногда оказывается тщетной.
Камерная обстановка «Другой сцены» идеально передаёт чувства героев, затемнённые страной войны. Зрители оказываются в центре действия, где каждое движение и каждое слово обостряет атмосферу этих непростых обстоятельств.
«Исследуя жизнь людей, которые пережили ужасы, тяжёлые испытания и счастье, я ощущаю ответственность. Мы хотим глубоко тронуть зрителей этой историей», — говорит Яна Сексте, поделившись своими эмоциями после репетиции.
Элементы документалистики, такие как проекции страниц из дневника и кадры архивной хроники, делают спектакль ещё более смелым и реалистичным. Все эти детали усиливают фактическую основу повествования, подчеркивая непреложную ценность человеческой жизни.
«Ковчег» продолжает традиции «Современника» в освещении серьёзных тем через призму воспоминаний очевидцев, подобно спектаклю «Эшелон», который вскрывал историческую правду 1970-х, а также «Крутому маршруту», рассказывающему о жертвах репрессий.