В Лондоне опубликован отчет, ставящий под сомнение качество преподавания истории в британских школах. Оказавшись под давлением «толерантности», учебники стали искажать события, замалчивая «слишком белые» страницы прошлых веков, и адаптируя древние события под современные «темнокожие» и «нетрадиционные» тренды. Британцы в недоумении — есть ли у нас причина для размышлений?
Правильные ответы на сложные вопросы
Имена таких университетов, как Оксфорд, Кембридж и Итон, ассоциируются с высшим качеством образования. Однако в мае 2025 года аналитический центр Policy Exchange опубликовал отчет, в который попали тревожные выводы о состоянии школьного преподавания истории. Изобилие политически скорректированных подходов оказалось настолько чрезмерным, что даже традиционно либеральные эксперты начали бить тревогу. «Похоже, мы переборщили» — таков осторожный итог расследования.
Авторы исследуют, как с конца 1990-х годов усилилась тема ответственности Британской империи за угнетение колоний. Но катастрофа разразилась в 2020 году, когда на волне антирасистских протестов по всему Западу, включая движение Black Lives Matter, школы начали массово переписывать и подгонять историю под новомодные запросы.
Отчет о школьном образовании в Великобритании. Скриншот из документа Policy Exchange.
Официальные структуры выдвинули приоритетные задачи: «недопустимо игнорировать британский империализм и расизм». Тем не менее, цель создания инклюзивных учебных программ, учитывающих истории женщин, этнических меньшинств и ЛГБТ-сообществ, выглядит сомнительно и далеки от истинной науки.
Согласно отчету, 83% школ были вынуждены экстренно пересмотреть свои учебные планы. Эти изменения по большей части сводятся к спорным теориям или даже откровенной пропаганде. Итогом стало то, что ученики получают «слишком однозначные», «правильные» ответы на сложные вопросы и «искаженное представление о прошлом».
Потерянная королева
Какие же знания несут либеральные установки в головы детей? Рассмотрим парочку ярких примеров.
Начнем с королевы Матильды, фигуры средневековой Англии, дочери Генриха I. Ее история всегда привлекала внимание историков благодаря борьбе за трон. Но современный феминизм подменивает этот сюжет, утверждая, что против Матильды восстали лишь потому, что она женщина. Рассуждения о мужском шовинизме, как основного принципа патриархата, не учитывают, что такие междоусобные войны в Средние века обычно происходили среди мужчин, и сама Матильда нередко портила отношения с подданными.
О Матильде написано множество научных работ, но теперь она объявлена «забытой королевой». Скриншот из документа.
Неизвестные темные страницы
Следует обратить внимание на «антирасистские» сюжетные линии, которые с легкостью увязывают с исторической правдой и логикой. В младших классах детям говорят, что Британия на самом деле была «черной». Например, Стоунхендж теперь возводится темнокожими британцами, хотя ученые еще не пришли к единому мнению о такой интерпретации.
К тому же, книга Миранды Кауфман «Чёрные Тюдоры», ставшая бестселлером, утверждает, что в период Тюдоров в Англии жили темнокожие. При этом факты о реальной роли этих людей в обществе преувеличиваются, и их представление выглядит абсурдным.
Есть и история о королеве Нзинге Мбанди Нгола из африканского государства Ндонго. Эту темнокожую правительницу изображают как героиню историографии, забывая, что она сама активно участвовала в работорговле и сотрудничала с европейцами.
Когда вымысел становится нормой
Рассматривая фигуры, которых можно было бы доработать, школы авиационно исследуют темы, касающиеся «гендерных переходов». Один из самых странных примеров — история Спора, мальчика, ставшего жертвой Нерона. Историю этого подростка, принудительно подвергнутого гендерному переходу, сегодня подают как «пример толерантности», игнорируя трагичность происходящего.
В связи с современными сюжетами, в учебниках исчезает множество ключевых событий истории Великобритании. Например, только одна из десяти школ ставит на повестку такие важные битвы, как Трафальгар или Ватерлоо.
Ситуация в России
С одной стороны, нам можно выдохнуть, глядя на подобные «приключения» в образовании Великобритании. В России продолжаются попытки внедрения либеральных взглядов, и хоть мы пока не достигли уровня с «чернокожими авторами берестяных грамот», стремления наших либералов, к сожалению, налицо.
Государство все активнее берет под контроль школьное образование и уже с нового учебного года планируют ввести единые учебники по истории для учащихся. Однако нельзя забывать, что дело не только в печатных материалах — важно, как работает вся система. Британские эксперты с тревогой сообщают о падении уровня преподавателей, которые покидают свои места, и весь этот процесс вызывает беспокойство.
Сейчас в высших учебных заведениях педагогов обучают не столько быть учителями, сколько «либеральными комиссарами». Их задача заключается не в обучении, а в продвижении определенной повестки.
Выводы
Когда консервативные круги по всему миру, в том числе в России, говорят о том, что западное общество теряет рассудок, это не фигура речи. Ситуация с обучением истории в Великобритании – это только один из примеров временной «неадекватности» образования, навязанной сверху.
Наверняка, следует задуматься: что будет дальше? Проблемы британцев — это их дело. Мы можем лишь надеяться на трезвый разум оставшихся людей в Туманном Альбионе и предложить им альтернативу — переехать в Россию.
А мы, в свою очередь, должны оставаться на чеку и следить за тем, как наши дети изучают истинную историю России.
* ЛГБТ — организация признана экстремистской и запрещена на территории России решением Верховного суда. Царьград продолжает настаивать, что специальная терминология в виде "ЛГБТ" не нужна. Подобные вещи следует называть своими именами. Речь идет об извращениях.