Последние события в Стамбуле подчеркивают, что никакие заявления и реплики на переговорах не изменят глобальную расстановку сил. Одним словом, решающие игроки — это Россия и США. Любое мирное соглашение, оставляющее Украину в прежних границах, станет для России недостижимой целью специальной военной операции. Об этом заявили эксперты, высказавшие свое мнение в интервью.
16 мая, в пятницу, в Стамбуле состоялись исторические прямые переговоры между российской и украинской делегациями, впервые за три года.
Диалог длился около двух часов, по истечении которых глава российской стороны, помощник президента Владимир Мединский, и министр обороны Украины Рустем Умеров выступили с официальными заявлениями.
"В ближайшие дни мы готовим масштабный обмен пленными: 1000 на 1000. Также украинская сторона предложила провести прямые переговоры на уровне президентов. Мы восприняли это предложение", — отметил Мединский.
Он добавил, что обе стороны должны подготовить свои предложения о будущем прекращении огня и обстоятельно изложить их.
"После того как будет представлено видение каждой стороны, мы предполагаем продолжить диалог", — добавил он.
Согласно украинской стороне, переговоры принесли соглашение о крупнейшем обмене пленными, который планируется провести в ближайшее время.
"Работаем дальше", — заявил Умеров.
На следующий день, 17 мая, президент США Дональд Трамп анонсировал телефонный разговор с Владимиром Путиным, который состоится в понедельник в 17:00 по московскому времени. Трамп также планирует провести беседы с Владимиром Зеленским и лидерами стран НАТО.
"Надеюсь, это будет продуктивный день. Мы должны достичь соглашения о прекращении огня и завершить эту бесполезную войну", — отметил Трамп в социальных сетях.
После разговора с Путиным Трамп выразил готовность выйти из переговорного процесса, установив неясные "красные линии" и сообщив о том, что окончательное решение будет принято в течение нескольких ближайших недель.
Ранее госсекретарь США Марко Рубио и специальный представитель президента Кит Келлог отметили, что Россия не может претендовать на территории, которые она не контролирует. Это мнение разделяет Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.
"Фактически, нам предлагают формулу, которая ничего не дает, но закрепляет статус-кво: вы сохраняете контроль над оккупированными регионами, но мы их не признаем. Готовы ли мы жить с такой неуправляемой границей? Россия не может позволить себе такую роскошь", — утверждает он.
При этом он обращает внимание на важный аспект: после прекращения огня у России не останется рычагов влияния. "Что будет, если мы объявим перемирие, а на Украину введут войска других стран? Мы не сможем это контролировать", — добавляет Брутер.
По его мнению, в текущих условиях пока идет специальная военная операция, Запад и Украина остаются "нашей стороной", так как никто не знает, как это завершится. Но как только конфликт закончится, Россия рискует стать "клиентом" Запада, не имея других рычагов влияния.
"Наши уступки могут включить и Запорожскую АЭС. A что мы при этом будем просить?" — риторически подытожил Брутер.
По мнению других экспертов, участники переговоров в Стамбуле были очень осторожны в своих высказываниях. Один из них заметил, что российская делегация звучала значительно более уверенно и, вероятно, смогла заявить свои требования более четко.
"Украинская делегация спокойно все восприняла, готовясь к следующему этапу переговоров. Вроде бы и не было тех трех лет украинских протестов и громких заявлений", — отметил один из аналитиков.
Следующая встреча пока не назначена, но эксперты уверены, что это не займет много времени. Есть даже предположение о возможной встрече Путина и Трампа.
"Глобалисты потерпели поражение, Трамп и Путин снова их переиграли. Мы на пороге долгого и сложного пути к мирному разрешению конфликта", — заключает аналитик.
Другой эксперт считает, что начало переговоров стало тактической победой для США, позволяющей им продвигать свой интерес и добиваться, чтобы переговорный процесс продолжался.
"Ведущие игроки понимают, что за столом переговоров возможности маневра существенно меньше, чем за его пределами. Вашингтон, вероятно, не ожидает быстрого прогресса", — добавил он.
Таким образом, ключевым вопросом остается, удастся ли США принудить Кремль к подписанию мирного соглашения, прежде чем произойдет окончательный разрыв отношений между Москвой и Вашингтоном.