Московский музей М. А. Булгакова в третий раз собрал любителей его творчества на фестиваль, приуроченный к 134-му дню рождения писателя. В этом году отмечается ещё одна значимая дата — 100 лет с момента, когда на землю «налетела небесная ось», хотя «Собачье сердце» было написано раньше.
Двухдневная программа фестиваля была насыщенной: музыкально-поэтические постановки, концерты, коллаборации с кафе и барами. В «Волконском» появилось малиновое мокко — любимая ягода Михаила Афанасьевича, а в баре Masters&Margaritas — несколько булгаковских блюд.
Автор выбрал три мероприятия и не прогадал. Первой была пешеходная экскурсия «Один день с Михаилом Булгаковым», которая началась в «нехорошей квартире» и закончилась в Научно-просветительском центре музея на Арбате. Маршрут проходил по знаменитым московским переулкам, у каждого из которых есть своя история.
Затем было открытие выставки «Явление героя: Михаил Булгаков в Москве 1920-х» в «нехорошей квартире». Выставка, посвящённая первым шагам Булгакова в литературной Москве, может показаться скромной, но безумно интересной. Например, мало кто знает, что Булгаков сотрудничал с альманахом «Возрождение», издававшимся предпринимателем Петром Ярославцевым.
Но самое большое впечатление произвела открытая творческая встреча с художественным руководителем Московского Театра юного зрителя Генриеттой Яновской. Она рассказала о постановке «Собачьего сердца», которая получилась полноценной трагедией. Это было неожиданно и впечатляюще.
Встреча с Яновской подняла другой пласт — ведь режиссёр тоже интерпретирует текст. Зачастую довольно радикально. Идея Яновской в том, что это произведение о конфликте отца и сына. Одна из заключительных сцен просто копирует картину «Иван Грозный и сын его Иван».
В общем, фестиваль показал, что от интерпретаций мы никуда не денемся, равно как и от их изложения теми или иными средствами. Главное — не забывать, что интерпретация — это твоё, а не то, о чём думал писатель.