В 1930 году на Большой Пироговской, в старинном двухэтажном доме, расположенном по адресу 35а, жил и творил Михаил Булгаков. Это здание с тех пор значительно изменилось, однако его история по-прежнему вызывает интерес. Говорят, что когда-то здесь обитал Григорий Распутин, а спустя годы в тишине этой квартиры раздался телефонный звонок, который изменил судьбу Булгакова.
18 апреля 1930 года, тот самый день, когда телефонная трубка зазвонила, писатель, проходя мимо, не придал этому значения, решив, что это очередная нехитрая шутка. Но другой голос снова призвал его к телефону:
— Товарищ Булгаков, на связи с вами товарищ Сталин.
Сначала Булгаков не поверил своим ушам и бросил трубку, подумав, что его разыгрывают. Однако после второго звонка он понял, что это не обычный розыгрыш.
Этот эпизод, наполненный тайной и удивлением, словно классический сюжет, передается из поколения в поколение. Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя, это действительно был разговор между писателем и руководителем страны. Вскоре после первого разговора на телефонный звонок ответила Любовь Евгеньевна Белозерская, первая жена Булгакова, которой сам писатель позже поведал, что на проводе был Сталин.
Согласно этой уверенной версии событий, Сталин с грузинским акцентом спросил у Булгакова, не хотел бы тот уехать за границу. Письмо Булгакова, отправленное в правительство, стало причиной этого звонка, ведь его творчество подвергалось жесткой критике, а он сам остался без средств к существованию. В нем писатель говорил о несправедливой травле своих работ.
Ситуация обострилась после запрета его пьес, и Булгаков, находясь в затруднительном положении, предложил эмиграцию как единственный выход. Тем не менее, параллельно он не упускал шанса заявить о своей привязанности к России — «мне кажется, что русский писатель может жить только в родных местах». Ответ Сталина, которого историки считают жестким манипулятором, состоял в предложении поддержки и возможности работы в Художественном театре.
Событие, разразившееся с этим звонком, отражает сложные отношения между культовыми фигурами советской эпохи. Сталин не только ценил талант Булгакова, но и понимал, что его уход за границу мог бы стать серьезной проблемой для режима. Слухи о звонке тут же разлетелись по Москве, создавая невероятный ажиотаж и поднимая имидж Сталина в глазах интеллигенции.
К сожалению, встреча между Сталиным и Булгаковым так и не состоялась, а последний не дождался разрешения на поездку за границу. Причины, по которым Сталин проявил интерес к Булгакову, были многообразны. Он видел в писателе потенциал, которому не стоит теряться на западе, зная о возможных негативных последствиях для Советского Союза.
Таким образом, один телефонный звонок Сталина создал целую волну позитивных отзывов среди интеллигенции. Вскоре мнение о Сталине изменилось с негативного на более положительное. Интересно, что в 1934 году Сталин уже звонил Борису Пастернаку, интересуясь судьбой Осипа Мандельштама. Этот звонок стал значимой вехой в жизни многих советских писателей, а вымышленный «мастер» в творчестве Булгакова стал символом еже секундной борьбы за право на творческую индивидуальность.
История, окутанная тайной и значением, оставляет нас с вопросами о том, как одна беседа может изменить судьбы целых поколений. Возможно, мы увидим в будущем продолжение этой истории в возрождающемся музейном пространстве, которое снова станет местом встречи искусства и власти.