В преддверии 80-летия Победы над нацизмом Аргентина обнародовала почти 1850 документов, раскрывающих схемы бегства нацистских преступников в Южную Америку. Эти материалы проливают свет на финансирование путей бегства тысяч нацистов, которые после войны прибыли в регион по так называемым «крысиным тропам» через Испанию и Италию. Название это дали сами нацисты, не видевшие в нём ничего зазорного.
Президент Аргентины Хавьер Милей решил сделать документы доступными для общественности, в том числе чтобы продолжить борьбу с наследием Хуана Доминго Перона, который, возможно, способствовал прибытию многих высокопоставленных нацистов в Буэнос-Айрес.
Обнародованные документы содержат результаты расследований аргентинских властей и разведывательной службы между 1950-ми и 1980-ми годами. Они представляют собой смесь полицейских и разведывательных файлов, а также сотни газетных вырезок.
Несмотря на отсутствие сенсаций, рассекречивание документов вызвало новый всплеск интереса к теориям о гипотетическом бегстве высших руководителей Третьего рейха в Южную Америку. В частности, речь шла о судьбе Адольфа Гитлера, хотя советские и западные судмедэксперты давно подтвердили, что он покончил с собой в 1945 году.
Однако рассекреченные документы ЦРУ показали, что американские агенты продолжали поиски Гитлера в Южной Америке спустя десять лет после его официальной смерти. В 1955 году ЦРУ получило сообщение от агента, утверждавшего, что бывший офицер СС Филипп Ситроен регулярно виделся с Гитлером, который жил в Колумбии. Однако руководство американских спецслужб пришло к выводу, что сведения о побеге Гитлера были ложными.
Боб Бэр, бывший агент ЦРУ, считает, что рассекречивание файлов может пролить свет на сеть укрытий для нацистских лидеров в регионе Мисьонес. Он также указал на поддержку президентом Пероном проекта ядерного синтеза, возглавляемого нацистскими учёными на острове Уэмуль.
В документах подробно описано задержание и допрос в 1960 году в провинции Буэнос-Айрес немца, жившего под именем Вальтер Флегель. Долгое время его подозревали в том, что он мог быть Мартином Борманом, личным секретарём Гитлера. Однако предположение о том, что Флегель мог быть Борманом, оказалось ложным.
Среди нацистских преступников, оказавшихся в Аргентине, был доктор Йозеф Менгеле, известный как «Ангел смерти» за свои медицинские эксперименты над узниками концлагеря Аушвиц-Биркенау. Менгеле прибыл в Аргентину в 1949 году с паспортом «беженца» от Красного Креста, в котором значилось имя Гельмута Грегора.
В рассекреченных досье также есть несколько файлов по делу Адольфа Айхмана — оберштурмбанфюрера СС и одного из архитекторов Холокоста, который жил в Аргентине с 1950 года. Айхмана в итоге схватила и похитила группа агентов израильских спецслужб в 1960 году.
Спецслужбы США также занимались укрывательством нацистских преступников на территории страны. Например, сотрудничество с ЦРУ Отто фон Болшвинга, подручного Адольфа Айхмана, который непосредственно участвовал в разработке планов массового уничтожения евреев. В ЦРУ знали, кем на самом деле является фон Болшвинг, однако его услугами не пренебрегли.
Ещё один подозреваемый в военных преступлениях нацист вошёл в узкий круг создателей американской лунной программы. Речь о директоре по производству ракет Фау-2 Артуре Рудольфе, одном из ближайших соратников Вернера фон Брауна. В США он работал на армию и NASA, руководил разработкой ряда систем, включая баллистическую ракету «Першинг-1А» и сверхтяжёлую ракету-носитель «Сатурн V».