Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил существенно расширить механизм конфискации имущества в делах о коррупции.
Часть первая:
По его словам, конфисковывать активы коррупционеров следует по любым преступлениям коррупционной направленности, а не только по узкому перечню составов, прямо указанных в действующей статье УК о конфискации. Речь идёт не только об имуществе, полученном в результате совершения коррупционного преступления, но и об активах, переписанных на третьих лиц с целью сокрытия и ухода от возмещения ущерба. Соответствующий законопроект уже подготовлен, концептуально поддержан профильными органами власти и передан в правительство.
Бастрыкин напомнил, что в Стратегии национальной безопасности предупреждение и пресечение коррупции, а также возмещение причинённого ею ущерба отнесены к числу ключевых государственных приоритетов. Коррупция, подчеркнул он, разъедает основы государственности, подрывает доверие к власти, наносит колоссальный ущерб экономике и представляет прямую угрозу национальной безопасности, особенно сегодня. Поэтому дела о коррупции находятся в Следственном комитете на особом контроле.
По официальным данным, за девять месяцев текущего года следственные подразделения СК возбудили более 24 тысяч уголовных дел по коррупционным статьям — это на 16 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число расследованных преступлений коррупционной направленности за этот же период выросло на 22,5 процента и достигло почти 26,2 тысячи. При этом более 19 тысяч составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. В суды направлено 11,6 тысячи уголовных дел в отношении 13 тысяч обвиняемых — рост по сравнению с прошлым годом составил 28 процентов. Около 64 процентов этих дел связаны с взяточничеством, ещё часть — с мошенничеством и иными коррупционными схемами. Среди фигурантов — свыше 500 лиц, обладающих особым правовым статусом.
Глава СК привёл ряд конкретных примеров, иллюстрирующих масштабы злоупотреблений. В Московской области осуждены девять участников преступной группы, включая двух чиновников регионального Минприроды. В течение почти четырёх лет они получали взятки за выдачу разрешений на деятельность на особо охраняемых природных территориях, общий объём незаконного вознаграждения составил 26 млн рублей. Суд признал их виновными, вынес обвинительные приговоры и принял решение о конфискации имущества.
В белгородском деле в отношении бывшего руководителя УФНС по области Натальи Поповой следствие установило получение взяток на сумму не менее 27 млн рублей. В Владимирской области расследуется дело первого заместителя губернатора Александра Ремиги, который, по версии следствия, с 2021 по 2025 год систематически получал взятки за общее покровительство представителям коммерческих структур; общая сумма незаконных вознаграждений превысила 53 млн рублей. Особо крупное дело о коррупции при выдаче разрешений на строительство в Подмосковье включало 234 эпизода и привело к привлечению к ответственности 65 лиц, в том числе 22 бывших муниципальных чиновника. В этом деле арестовано имущество на сумму свыше 1,2 млрд рублей, конфискации подлежат наличные и ценности, изъятые в ходе обысков.


































