
Когда мы думаем о балах времён Пушкина и Толстого, в воображении возникают изящные дамы в пышных нарядах, галантные кавалеры и музыка. Но что на самом деле скрывалось за этими образами?
Представьте: вы — юная аристократка, которая готовится к балу. Вы надеваете корсет, который стягивает вас так, что трудно дышать, кринолин — тяжёлую каркасную конструкцию, парик, покрытый пудрой, и перчатки, даже в жару. А мужчины носят корсеты, чтобы скрыть живот, и звенят шпорами на сапогах.
Дорога на бал — настоящее испытание: грязь, отсутствие канализации и риск испачкать платье. В бальных залах — духота от тысяч свечей, отсутствие вентиляции и удушающие духи. Дамы падают в обморок от жары и сдавливающих корсетов, а кавалеры танцуют до изнеможения.
Танцы — это марафон на выносливость: вальс, полонез, полька, мазурка, котильон и галоп. Особенно жёсткой была мазурка, когда кавалеры крутили дам, били каблуками об пол и носились по залу. Ужин и походы в туалет тоже были испытанием из-за неудобных нарядов.
Так что бал в Российской империи — это не романтика, а жёсткий челлендж. Мы можем только представить, как тяжело было Наташе Ростовой и другим героиням того времени. Но мы можем быть благодарны, что живём в XXI веке, где балы — это только красивые картинки в фильмах, а не испытания на выносливость.