Газомоторное топливо: вектор развития и планы до 2035 года
На недавнем заседании комитета Госдумы РФ, посвященном развитию рынка газомоторного топлива, Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин поделился важными результатами работы ведомства за последние пять лет и обозначил перспективы для отрасли в будущем.
С 2019 года потребление метана в транспортном секторе значительно возросло: с 0,9 млрд кубометров до прогнозируемых 2,52 млрд кубометров в 2024 году.
Тем не менее, несмотря на меры государственной поддержки, отрасль сталкивается с рядом серьезных проблем.
К основным вызовам относятся низкая рентабельность газозаправочных станций, которые загружены всего на треть, сниженный интерес к переоборудованию транспортных средств под метан, а также нехватка инфраструктуры для заправки сжиженным природным газом (СПГ).
В настоящее время завершается согласование Концепции развития рынка газомоторного топлива в России на период до 2035 года, проект которой уже направлен в Правительство.
В документе предусмотрены несколько сценариев для развития сектора:
По оптимистичному сценарию, общее потребление газомоторного топлива к 2035 году может достичь 13,8 млрд кубометров, включая 8,4 млрд кубометров компримированного природного газа (КПГ) и 3,9 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ).
Более умеренный базовый сценарий предполагает развитие до 6,22 млрд кубометров КПГ и 2,46 млн тонн СПГ.
По прогнозам, около 70% общего потребления газомоторного топлива к 2035 году будет приходиться на автотранспортный сектор.
Министерство энергетики России продолжает активно работать над созданием условий для более широкого использования метана в транспортной сфере.
К приоритетным направлениям относятся: повышение загрузки действующих АГНКС, стимулирование перевода коммерческого автопарка на КПГ и СПГ, а также ускоренное развитие производственной и заправочной инфраструктуры СПГ вдоль существующих и новых международных транспортных коридоров.
Чтобы ускорить переход к массовому использованию СПГ в транспорте, необходимо синхронизировать несколько ключевых направлений. Первое это активное развитие заправочной сети, без которой масштабирование становится невозможным. Второе создание разнообразного ассортимента СПГ-техники и транспорта с поддержкой спроса, например, через механизмы субсидирования, отметил Павел Сорокин.